Как открыть тренажерный зал

25 сентября 2023 г.

Фитнес-клубы и спортивные центры стали особенно популярными в последние десятилетия. Люди хотят заботиться о своем здоровье, поддерживать форму, иметь красивую фигуру вне зависимости от возраста и поры годы. Поэтому тренажерные залы почти не имеют сезонности и при правильной организации бизнеса часто перерастают в сети с довольно большой прибылью. 
В статье мы расскажем, на что обратить внимание при открытии тренажерного зала, с какими сложностями придется столкнуться и какие документы обязательны, чтобы избежать крупных штрафов от проверяющих организаций.

Разработка бизнес-плана

Основа любого бизнеса — грамотный и подробный план. Документ поможет структурировать бюджет, грамотно оценить расходы и время, требующееся на открытие. При планировании важно учесть:
  1. Расположение. Для тренажерных залов и фитнес-центров хорошо подойдут густонаселенные спальные районы, так как в выходные или после работы люди с большим удовольствием будут посещать места рядом с домом, чем ехать в другой конец города. Также выгодно открываться в местах с большой проходимостью, недалеко от метро или остановок общественного транспорта. 
  2. Формат зала. Сразу определите, на какой сегмент аудитории рассчитан спортивный. От этого зависит площадь помещения, затраты на тренажеры и тренеров, разнообразие предлагаемых услуг. 
  3. Бюджет. Большинство новых предприятий не имеют большого дохода первые месяцы работы. Необходимо иметь денежную подушку безопасности для выплаты заработной платы специалистам, оплаты аренды и коммунальных услуг. 
  4. Оценка конкурентов. Проанализируйте, как работают прибыльные и популярные спортивные центры, оцените их прейскурант и маркетинговые ходы, переймите полезный опыт. Анализ конкурентов поможет придумать свою «фишку», подсмотреть прибыльные решения, избежать дорогостоящих ошибок.
  5. Рекламная кампания. Про ваш клуб не узнают, если вы о нем не расскажете. Внесите в бизнес-план расходы на рекламу. Можно начать с социальных сетей или просить знакомых рекомендовать вас. Также хорошо работают скидки в честь открытия или реферальные программы. 

Чтобы оградить себя от ошибок в составлении бизнес-плана, можно обратиться к сторонней организации. Прибегать к ее помощи лучше, когда вы уже составили примерный план и хотите, чтобы его доработали профессионалы. Это поможет ускорить окупаемость и увеличить доход в будущем. 
После составления и утверждения бизнес-плана можно приступать к выбору и отделке помещения, закупке тренажеров, подбору персонала и регистрации. Остановимся на каждом пункте отдельно.

Помещение

Внешние факторы напрямую влияют на комфорт клиентов и их мотивированность возвращаться. Если в зале мало места, люди будут чувствовать себя неуютно, мешать друг другу, что приведет к снижению эффективности тренировок и травмоопасным ситуациям. Чтобы избежать всего этого, правильно рассчитывайте площадь помещения.
Размеры зависят от формата спортзала. Для небольшого фитнес-центра подойдут помещения от 100–150 м². Если вы планируете устанавливать много оборудования или создавать дополнительные зоны, лучше выбирать варианты от 300 м². Хорошо подойдут квадратные или прямоугольные пространства без колонн и большого количества углов. Такая планировка создает ощущение простора и помогает разместить оборудование наиболее эргономично.
Учитывайте, что часть площади необходимо отдать под обязательные служебные помещения:
  1. Входную зону и стойку администратора.
  2. Женские и мужские раздевалки.
  3. Душевую и санузлы.
  4. Служебные и технические комнаты.
Помещения этого типа должны быть обязательно в любом тренажерном зале вне зависимости от его формата. 
Отделку фитнес-центра можно сделать простую, так как люди приходят сюда заниматься и мало обращают внимание на дизайн стен. Однако, если бюджет позволяет или вы открываете премиум-зал, стоит оформить пространство в оригинальном стиле, это поможет выделиться среди конкурентов и повысить уровень центра. 

Перечень услуг

После составления бизнес-плана, подбора помещения и определения целевой аудиторией нужно продумать список услуг, которые вы будете предлагать. 
Тренажерный зал может быть рассчитан на индивидуальные, групповые занятия с тренером или полностью самостоятельную тренировку. От этого зависит необходимое оборудование, зонирование помещения, количество персонала. Также дополнительно можно предусмотреть фитобар, магазин с витаминами и спортивным инвентарем. Обычно подобные услуги предлагают залы, работающие в среднем и премиум сегменте. 
Если зал находится в районе, где много молодых семей с маленькими детьми, стоит организовать детский уголок. Это позволит занять малышей, пока родители будут тренироваться.

Оборудование

Хорошее и качественное оборудование из-за его габаритов и стоимости не всегда можно разместить дома. Поэтому профессиональные, безопасные тренажеры — одна из причин, по которой люди посещают тренажерные залы. Это тот пункт, на котором нельзя экономить, так как от качества оборудования зависит эффективность тренировок, а следовательно, успех вашего бизнеса. 
Для универсального спортзала достаточно набора популярных тренажеров:
  • Беговая дорожка,
  • Велотренажер,
  • Эллипсоид,
  • Штанги и гантели,
  • Комплексные тренажеры на свободных весах,
  • Блочные тренажеры,
  • Силовые рамы,
  • Скамьи для пресса и жима,
  • Наборы снарядов для гантелей и штанг,
  • Шведская стенка.
Количество каждого вида оборудования определяется размерами зала и ожидаемым количеством клиентов. Однако хорошо, если каждый тренажер будет представлен в минимум двух экземплярах, чтобы клиентам не пришлось ждать очереди.
Профессиональные тренажеры — дорогостоящее оборудование, однако на нем лучше не экономить и купить новое оборудование. Старайтесь приобретать продукцию известных брендов, так как в них предусмотрено большое количество программ, режимов и настроек под каждого пользователя, а благодаря высокому качеству комплектующих и сборки они прослужат годы. 
Также дополнительно стоит приобрести гимнастические коврики, скакалки, утяжелители, петли, резиновые ленты, бодибары, мячи.

Зонирование

Приобретенные тренажеры необходимо рационально распределить по всему пространству. От правильности зонирования зависит количество вмещающихся посетителей, коммунальные расходы, комфорт клиентов и их безопасность.
Рекомендуется разделять тренажерные залы на три основных зоны:
  1. Кардио — велотренажеры, беговые дорожки, эллипсоиды.
  2. Силовые тренажеры.
  3. Место для разминки.
Зонирование лучше всего доверить профессионалам или посоветоваться со своей командой тренеров. Составляйте планировку так, чтобы каждая зона использовалась по максимуму и дополняла другую. 

Персонал

Минимальный штат для небольшого тренажерного зала — это:
  • Директор или управляющий; 
  • Бухгалтер. Его функцию можно передать на аутсорс,
  • Команда тренеров. Они должны уметь подобрать программу тренировок и индивидуальное питание при необходимости;
  • Администраторы;
  • Технические работники, уборщики.
Персоналу тренажерного зала постоянно приходится работать с людьми, поэтому они должны быть коммуникабельны, вежливы, уметь располагать к себе людей. 

Pre-sale

Этот этап необходим для того, чтобы получить небольшую прибыль еще до открытия. Он включает в себя рекламную кампанию и предварительную продажу абонементов, членских карт. Это поможет обеспечить наполнение зала в день открытия, создаст дополнительную рекламу бизнесу, поможет ускорить генеральную отделку помещения или покупку тренажеров. 
Однако если по каким-либо причинам вы не откроетесь в объявленную дату, бренд потеряет репутацию, клиентов и деньги. Поэтому при планировании лучше закладывать пару лишних дней или даже неделю.

Регистрация бизнеса

Любая форма бизнеса требует обязательной регистрации. Юридическая процедура состоит из нескольких шагов:
  1. Выбор формы организации, под которой будет функционировать бизнес. Это может быть ИП, ООО, ОДО или другие варианты, предусмотренные законом РБ. 
  2. Подготовка документов. Для регистрации понадобится предоставить учредительные документы, устав, план развития, медицинские книжки сотрудников, договор аренды и коммунального обслуживания, другие документы, предусмотренные законодательством.
  3. Постановка на учет в налоговой. При обращении вам необходимо предоставить своему налоговому инспектору заявление о регистрации ИП или юридического лица. В некоторых случаях понадобится договор аренды.
  4. Регистрация в Торговом реестре. В зависимости от выбранной формы может потребоваться регистрация в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) РБ.
  5. Получения разрешений от контролирующих органов. Для тренажерного зала потребуется разрешение СЭС и пожарной инспекции. Для этого ваше помещение должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам — температура, вентиляция, отсутствие грибков, наличие душевых, санузлов, кондиционеров. Согласование с пожарной инспекцией лучше проводить на этапе планировки и ремонта. 
Регистрация — сложная юридическая процедура, которую лучше доверить грамотному юристу. Это поможет избежать штрафных санкций в будущем и выбрать приемлемый тип налогообложения. 
В компании «Спортех-Бел» в Минске вы можете заказать услугу «Тренажерный зал под ключ». Наши специалисты помогут подобрать тренажеры, помещение и займутся всеми организационным вопросами, а вы сможете полноценно сосредоточится на развитии своего дела.

Общие рекомендации

Мы собрали несколько советов, которые могут помочь избежать излишних трат новичкам и повысить шансы на успех:
  1. Не старайтесь «с нуля» открыть зал премиум-класса. Небольшие залы в спальных районах требуют меньше бюджета и могут принести гораздо больший доход.
  2. Определитесь с целевой аудиторией. Присмотритесь какая ниша не занята и постарайтесь стать в ней первооткрывателем. Например, если в районе много универсальных залов, можно ориентироваться только на женскую или мужскую аудиторию. Это позволит создать не просто тренажерный зал, а своеобразный клуб.
  3. Подумайте о мелочах. К ним относятся дополнительные скамейки для отдыха, приятная музыка, кулеры с водой, индивидуальные шкафчики или зеленая зона. Это создаст атмосферу комфорта.
  4. Не экономьте на персонале. Хороший тренер и приветливые администраторы рекламируют клуб не хуже постов в социальных сетях или наружной рекламы.
Помните: этот бизнес рассчитан на долгосрочные отношения с клиентом. Поэтому вам надо не только привлечь его, но и сделать все, чтобы удержать. Это можно сделать с помощью бонусов постоянным посетителям или акций для привлечения новых.